четверг, 24 февраля 2011 г.

"Аллегро", однако, non troppo

19 февраля мы с Наташкой в очередной раз поехали в Финляндию к Настьке. На этот раз решили до Хельсинки ехать на скоростном "Аллегро" (ребёнок уже воспользовался и остался доволен), а там взять напрокат машину. Зарезервировали тачку по телефону; билеты на "Аллегро" взяли без проблем - премьерно-новогодний ажиотажный интерес к поезду упал до нормального. В 6.40 на Финляндском сели и поехали.

(Финляндский - это отдельная песня. Давненько на нём не бывал и подсознательно надеялся на перемены к лучшему. И там-таки кое-что добавилось - турникеты на выходе к поездам и какая-то торговля на втором этаже. Но присесть пассажирам в ожидании международных рейсов по-прежнему негде, ни сидений, ни лавочек там не появилось. Что же касается "рамки" на входе, то с ней всё в порядке: она есть, но аппаратуры для сканирования багажа нет, нет даже столика, чтобы выложить на него ключи-мобильник. Народ идёт сквозь рамку, естественно, с чемоданами и сумками, потому что иных вариантов не предполагается. В итоге рамка бренчит всегда и милиционеры на её постоянный свист не реагируют вообще. И, скорее всего, так же матерят формальный подход ко всей этой безопасности, как и пассажиры.)

Итак, едем на "Аллегро". До границы с Финляндией по пассажирам прошлись службы паспортного и таможенного контроля (мой паспорт сканировали трижды три разных сотрудника паспортной службы - плотность контроля зашкаливает). В перерывах между проверками я дремал. Границу пересекли по расписанию, остановились на платформ Вайниккала, где у финнов таможенный пост. Стоять здесь поезд должен был несколько минут - снять-посадить пограничную бригаду. Однако после окончания проверки состав стартовать не смог.

Пассажиры минут десять заинтересованно слушали, как в вагонах клацает электромеханика. Потом по трансляции на английском, финском и русском сообщили, что у поезда небольшие технические проблемы, которые сейчас решаются. Ещё через полчаса скоростной стоянки под аккомпанемент того же клацания прошло второе сообщение - на этот раз только на финском и английском: технические проблемы больше не считались "небольшими" и пассажиров просили "проявить терпение". Сокращенная версия того же текста на русском языке прозвучала минут через пять, после чего трансляция прекратилась навсегда.

Кроме того, как выяснилось через некоторе время, прекратилось отопление в вагонах, закрылись туалеты и поездное кафе-бистро - без электричества всё это хозяйство почему-то сразу же теряет желание работать.

Из пробегаших по проходам проводников вытащилась следующая информация к размышлению: поездной бригаде после стоянки не удалось поднять токоприёмники, в результате "Аллегро" остался без электропитания. Предпринимаются меры.

Меры предпринимались на протяжении трёх часов. За это время вагоны без отопления выстудились примерно до нуля (снаружи было около -18). Двери вагонов не открывались, как я понимаю, чтобы не охлаждать их ещё больше, аварийно была открыта только одна дверь на весь состав. Через неё пассажирские массы постепенно мигрировали на полустанок, где можно было сходить в туалет и погрется в небольшом кафе. Очереди туда и туда можете себе представить сами.

Ни в поезде, ни на станции не было никаких объявлений о том, что именно делается и чего ждать застрявшим пассажирам, недоехавший народ опаздывал на самолёты и паромы, стыковочные рейсы и прочие "семеро одного не ждут". Мы с Наткой не успевали только забрать в оговоренное время машину, но я позвонил в прокат и попросил перенести срок на два часа, так что в итоге мы всё успели. Многим другим пассажирам повезло гораздо меньше.

Неизвестность и отсутствие достоверной информации порождало фантомы. Через час от едущих в поезде финнов просочилась информация, что за ними финские железнодорожники выслали такси, а россиян пусть вывозит РЖД. По этому поводу было большое брожение умов. Потом ждали автобусов, на которых всех довезут до Лахти. Потом сказали, что проблема уже почти решена и сейчас поедем, вот-вот. Потом сказали, что ждём электричку, которая всех довезёт вопреки невзгодам. Появились даже дикие слухи об эвакуаци на вертолётах, над которыми пришлось целенаправленно поиздеваться. Вообще, я лично ситуацию не воспрнинимал как чрезвычайную, но у меня, в отличие от многих других, не было повода нервничать из-за опоздания. Бесило только молчание динамиков - что в поезде, что на станции. Никто ничего не хотел сообщать, и это могло значить только то, что никто ничего достоверно не знает.

К составу попытались прицепить другой локомотив, но "Аллегро" оказался оборудован настолко продвинутой стыковочной системой, что к ней не подошли ни финские, ни российские железнодорожные стандарты. Попытка провалилась, но надежды неоторое время бурлили.

Интернациональная поездная бригада, между прочим, не оставляла попыток оживить сдохшую на морозе итальянскую машину: с аварийной инструкцией они насколько раз прочесали вагоны, открывая технические люки и перебрасывая тумблеры и рукоятки, впрочем, без последствий. Но наблюдать за работой людей было радостно. Это даже согревало.

Наташка отправилась на станцию греться, я остался в вагоне, продолжая надеяться на какие-то объявления. Потом мы поменялись местами, я даже отстоял в станционном буфете хвостатую очередь за бочковым кофе и пончиками. Когда я нёс весь этот сугрев в вагон, пришла новая информация: нас пересаживают на подкативший "Лев Толстой". Информация пришла от других пассажиров, трансляция по-прежнему молчала, как финский разведчик на допросе в СМЕРШе. Проверять слухи было некогда, мы просто взяли вещи и пошли вдоль "Льва Толстого", который честно стоял на соседнем пути. Если бы мы остались дать "официального" приглашения, мы бы, наверное, не уехали вообще.   

В итоге нас приютил "толстовский" вагон-ресторан. Как сообщила тамошняя бригада, поезд ради спасения тормозного "Аллегро" задержали на два часа и прицепили к нему два дополнительных вагона. Плюс, как я уже сказал, оказался широко востребован и вагон-ресторан.

Симпатичная дама, ответственная в "Льве Толстом" за этот участок, прокомментировала событие так: ничего нового, в прошлый раз "Лев Толстой" опоздал из-за "Аллегро" аж на четыре часа. Так это не первый случай? Не первый, не второй, и даже не третий, сказала дама.

Учитывая, что "Аллегро" начал ходить только в декабре, результат впечатляющий.

Итак, в Хельсинки мы приехали только в 14 часов по местному времени, на другом поезде и с опозданием на пять с лишним часов. Плюс хорошо помёрзли, плюс адреналин и ожидание вертолётов. Проводник с "Аллегро", пересевший с нами на "Толстой", пообещал, что претензии у пассажиров будет принимать сайт РЖД.

Ни чая, ни пайков нам не предлагали. Пришлось обойтись честно купленной железнодорожной солянкой по 350 рэ. С ней и доехали.

Уже в Финляндии забрался в сеть и обнаружил, что происшествие было сочтено вполне достойным информационным поводом. А один из наших попутчиков даже вёл в ЖЖ более-менее прямой репортаж. Заочное ему гран-мерси. (Кстати, на последнем снимке фоторепортажа в синей шапочке - Наташка).

Комментариев нет: