среда, 24 августа 2011 г.

Баллада о доблестном ФГУП, победившем коррупцию в УФМС

Помните, я обещал рассказать про свои танцы с получением очередного разрешения на работу в миграционной службе? Время пришло, хотя и не сразу. Сюжет более-менее закончился только сейчас, пришлось подождать появления в прессе результатов моих телодвижений. В начале августа я написал текст, приведённый ниже, и предложил его как информационный повод нескольким знакомым журналистам. Результатом стала публикация статьи Виктории Работновой (жаркое ей спасибо) в питерском издании "Новой газеты". Выложенная на сайт статья сначала называлась "Единый центр обираловки", но через некоторое время сменила название на другое, заметно менее острое и куда более "жалистное" - "О бедном мигранте замолвите слово..."

Впрочем, что это я зацепился за заголовки? Вот текст, который я тогда набросал (в статье он по понятным причинам сокращён).

Может ли десятикратное снижение эффективности работы государственной некоммерческой структуры способствовать этой структуры коммерческому процветанию? Я тоже думал, что не может. Однако...

Вот, например, Управление федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УФМС). В прошлом году я получал там разрешение на работу (районные отделения УФМС такие разрешения не выдают, отправляют в центральное отделение). Очередь в полторы-две сотни человек, желающих подать документы, с некоторым скрипом, но всё-таки прожёвывалась этим офисом в течение рабочего дня. Два десятка окошечек в новом здании на улице Красного Текстильщика, чтоб он был здоров, выглядели в часы пик довольно загруженными. 

В этом году я двинулся возобновлять разрешение на работу. Явился, как опытный человек, за час до открытия (согласно официальному сайту - открытие 9:30)  и обнаружил нечто странное. Очереди нет. Вообще. Я, понятное дело, обрадовался, начал спрашивать, куда надо встать, чтобы подать документы, на что получил радостный ответ охранника, что никуда. Приём уже закрыт. Как так? До открытия ещё час! Ничего подобного, сообщил мне охранник, 15 номерков среди соискателей уже распределены и заявления у них приняты. А когда будет следующая партия номерков, спросил я, наивно полагая, что она будет через час. Оказалось, что она будет только завтра утром. УФМС не резиновый, сказали мне. 15 заявлений в день от жаждущих получить разрешения на работу - это максимум, что он способен переварить. 

Как же так? Я прекрасно помню, что год назад этот же УФМС переваривал примерно в 10 раз больше заявлений. Чем вызвано сокращение пропускной способности на 90%? 

Чувствуя радостное стеснение в груди (я просто обожаю постигать нетривиальные движения административной мысли), я направляюсь ко главному входу здания и становлюсь в очередь на консультацию. Консультации осуществляют специалисты ФГУП "Паспортно-визовый сервис". Мимоходом узнаю, что это предприятие создано 5 ноября 2009 года распоряжением правительства РФ № 1638-р в целях борьбы с коррупцией в миграционных службах. Несомненно, благое дело. Дождавшись отколупывания окошка, получаю консультацию. 

Оказывается:

  1. УФМС по СПб и ЛО финансируется государством так плохо, что в состоянии эффективно обработать только 15 заявлений в день. По лимит в 15 заявлений я уже знаю со слов охранника, про плохое финансирование слушаю сейчас впервые и с большим интересом.  
  2. Для удобства мигрирующего населения ему (населению) следует пользоваться не штатной структурой УФМС, которая всё равно обслуживает только 15 человек в день на весь Питер, а улугами упомянутого ФГУП. Здесь вам сделают то же самое разрешение на работу, только за деньги - всего 13 тысяч рублей за штучку. 
  3. Зато вы будете избавлены от необходимости бегать по клиникам, сберкассам, нотариусам и ксероксам, потому что и медкомиссия, и ксероксы у них есть свои в расположенном тут же "Едином центре документов". Чувствуете подъём? Я уже чувствую. 

А вот у меня есть уже готовый пакет документов, говорю я, хочу его через вас подать - каков в этом случае гонорар? Те же самые 13 тысяч рублей, успокаивает меня консультант. Почему? Вот все необходимые ксероксы с нотариальными заверениями, вот справка из Боткина, что я у них успешно писал в рюмку, вот фотография, вот квитанция об уплате пошлины. Это не годится, отвечает мне консультант, потому что УФМС все поданные с заявлением документы тщательно проверяет. А вдруг у вас нотариус фальшивый? А вдруг вы вовсе и не писали в рюмку у Боткина, а просто так написали от балды и поставили самодельную печать? А фотография - кто из ответственных лиц может подтвердить, что на ней изображены вы, а не Сидоров-кассир? А пошлина - кто ж вам по квитанции поверит, что вы её действительно уплатили? Нет уж, раз уж вы делаете разрешение через нас, то будьте любезны делать через "Единый центр документов" абсолютно всё. Тогда ваши документы будут в полном порядке и проверять их будут уже не так яростно. Что означает большую экономию для государства и вообще улучшение обслуживания.

Напоследок я получаю распечатанный на принтере "Список документов необходимых для оформления разрешения на работу" (отсутствие пунктуации мною бережно сохранено). Список не на бланке, но он довольно хорошо соотносится с информацией на официальном сайте "Единого центра документов". Можете убедиться, что сумма в 13 тысяч рублей высосана из пальца вовсе не мной. 

При таких раскладах становится безусловно оправданным сокращение до абсолютного минимума пропускной способности штатных структур УФМС. Нет, ну подумайте сами, кто же будет корячиться бесплатно, когда можно корячиться точно так же за почти полтыщи долларов с перелётного лоха? Правда, непонятно, для чего при этом сохранять график приёма заявлений с понедельника по четверг с 09.30 до 17.10, если в это время желающего заявиться даже не пускают к окошечкам, но это, видимо, временные организационные издержки.

Напоследок я хотел бы отметить, что у меня нет ни малейших сомнений в законности всех аспектов деятельности упомянутого ФГУП. Просто в России законы такие, что позволяют требовать повторной уплаты уже уплаченной госпошлины, считать юридически ничтожным нотариальное заверение и бороться с коррупцией путём последовательной легализации оной.

 

Ответы на некоторые заданные в тексте вопросы в опубликованной статье как бы были, но это были ответы вовсе не на те вопросы, которые мне представляются важными.  меня остались неотвеченным многочисленные "почему". Почему есть официально опубликованное время подачи документов, а соискателю физически не дают возможности к месту подачи заявления попасть (решетки, загоны, вневедомстенная охрана, вонючие биосортиры - не в помещение же страждущих пускать). В помещении есть электронная система организации очередей (номерки, табло, распределение по окошечкам, все дела), которая не то выключена за ненадобностью, не то вообще не работает. Зачем ей работать, если в зал для подачи документов пускают только 15 человек в день - пять ежедневно приходящих "толкачей" (люди деньги зарабатывают, понимать надо) и 10 счастливчиков, которые после нескольких ночей на свежем воздухе едва верят, что прорвались. 

Судя по публикации, тему о цене вопроса руководство УФМС тщательно огибает. Действительно, было бы о чём говорить - жалкие 13 тысяч рублей с носа, из них 5000 тысяч за то, что девочка во ФГУПе вместо вас заполнит простейшую анкету печатными буквами. Жадные они, эти трудовые мигранты, просто Плюшкины какие-то. Ну, раз не хотят совершенно законно заплатить ФГУПу полтыщи зелёных - пусть стоят ночами в очередях и идут на прорыв в 7 утра, когда охрана (которая, кстати, официально даже не подчиняется УФМС, по заявлению тамошнего начальства) на три секунды открывает дверь в загончик. Размахивают списками, глупенькие. "Мы тут с ночи!..." - "А мы с вчера стоим!.." - "Наш список, наш список возьмите!.." - дикие люди, что с них взять. Не хотят понять, что раз есть ФГУП, то миграционная служба будет работать со ФГУПом, а всяких бесплатных мигрантов будет принимать в виде снисходительного исключения, предварительно выдержав их в вольере. 

Доступ к бесплатным госуслугам должен быть дозволен только за деньги, зарубите на носу. Именно его (доступ, не нос) и продают нам ФГУП "Паспортно-визовый сервис" и расположенный неподалёку "Единый центр документов". Простейшая двухступечатая схема: сначала государственные органы создают дефицит справок/виз/разрешений, а потом коммерческая структура (а ФГУП - структура коммерческая) на этом дефиците наваривается.

Какой сговор, о чём вы? Шли бы вы, гражданин... 

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Вопросы конечно к государству. Уже ввели было систему межведомственного оборота и тут же ее заморозили...А то, что хоть так электронофикацию госслужб делают - я "За". Глядишь и работать научатся.

wermap комментирует...

Настоящий трест, как известно лопнет изнутри.И коррупция в конечном итоге развалит сама себя, а все эти платные услуги здесь совершенно ни при чем. Просто удобная мишень для справедливого гнева. Колос на глиняных ногах в лице государства уже сам начинает понимать, что надо меняться, просто он делает это последним.А еще можно так - пока есть кого ругать, остальным и меняться можно не очень быстро

Анонимный комментирует...

А что государство? Я сам работпл в этой сфере! 15 тыс зарплата, а мигрантов с каждым годом больше. Дурдом! И то что хоть электронную форму ввели - уже большое дело. Работать с приезжими - ужас и кашмар - половина ничего не понимает. И это сейчас еще для них нормальные условия сделали. А на Фонтанке раньше костры жгли! Это как? Вечером по улице страшно было в тот район появляться.