вторник, 25 января 2011 г.

Ян Баптист Веникс, "Переправа вброд"

Ян Баптист Веникс, Переправа вброд (2+Mb)Визиты в Эрмитаж не всегда приводят меня в залы голландцев, но если приводят, возле этой картины я обычно задерживаюсь. Не самая знаменитая вещь не самого известного художника (по-моему, мало у кого это имя вообще на слуху - Ян Баптист Веникс), но я "прочитал" её с первой же встречи и люблю регулярно "перечитывать". В некоторых западных справочниках её относят к "ландшафтной" живописи, но условная Италия здесь только обозначена - ну, пёрло Веникса от классических античных руин, ничего подобного он в родном Амстердаме и его окрестностях не наблюдал, - а основная радость полотна, всё-таки, в его чисто жанровой ситуации.

Итак, разлившийся ручей, который приходится преодолевать вброд. Простонародье разувается и прёт себе к другому берегу, не страшась намочить штаны. Крестьянок мужчины переносят на закорках. Женщина отжимает платье, ребёнок лет четырёх-пяти держит намокшую полу курточки. Но всё это для фона и бокового зрения, потому что внимание зрителя приковано к аристократу на белой лошади.

Бантики на хвосте кобылы, шляпа с роскошным пером, чёрный камзол, дорогая шпага - это, господа, франт, человек со вкусом и тонким пониманием моды. Всё подчёркнуто аккуратно, и именно что подчёркнуто. Цветовых акцентов в одежде немного, и даже белая лошадь украшена ленточками тёмными (но ни в коем случае не траурными). И в таком виде - в реку? Поток довольно силён, дно неровное (крестьянин пробует его перед собой шестом), кобыла может споткнуться и покалечиться, так что верхом переправляться стрёмно. А идти вброд спешившись в таком костюме - нет, совершенно невозможно.

ФрагментНо переправиться абсолютно необходимо. У франта свидание. На другом берегу молодая всадница - в маске! - спрашивает только что преодолевшего ручей верхового, нет ли поблизости моста - тот показывает направление, куда-то очень в другую сторону. Франт, чуть склонившись, спрашивает о том же прохожего - тот показывает в противоположном направлении, и, судя по выражению спины аристократа, не сообщает ничего утешительного.

Проклятый паводок, как невовремя! Положение, судя по всему, безвыходное: придётся или вымазаться и убить костюм, или рискнуть лошадью, или разочаровать даму и распрощаться с надеждами на приятное времяпровождение. Но даже если франт решится сунуться в ручей - ну какое же после этого может быть свидание? Придётся ведь как минимум портки сушить!

Как символ окончательной безнадёжности ситуации (и отношения к ней художника), какая-то совершенно некуртуазная псина решила насрать прямо на первом плане. Come grazioso...

Язва был этот Веникс, вот что я вам скажу. Очень уважаю.

Комментариев нет: